|
|||||||
|
Жрец — тот, кто претендует на непосредственную связь с богами и их умилостививание поклонением, ритуалами и жертвоприношениями. Разумеется, это разделение весьма условно, и случается не всегда, а формирование роли жреца еще и более позднее — оно связано в основном с переходом к аграрной деятельности и необходимости ритуалов плодородия (для сравнения, у чукотских народов плодородие обеспечивает шаман, входя в транс и спускаясь в своих видениях на дно, к морской богине, с просьбами прислать побольше рыбы к берегам). Однако, существует достаточно примеров социумов (например, австралийские аборигены), у которых подобное разделение (на шаманов и колдунов) существует. Европейский оккультизм конца XIX — начала XX века Данный период времени характеризуется повышенным интересом к различным формам мистико-магических традиций и попытками синтезировать их в единую концепцию. Предтечей этого направления можно считать Элифаса Леви, а основоположниками течения — «Теософское общество» Блаватской и орден «Золотого Рассвета». Первые были более склонны к философствованию и осуществлению синтеза «восток-запад», вторые же стремились к аккумулированию традиционного европейско-античного опыта (включая розенкрейцерство, масонство, алхимию, каббалу, гримуарную традицию, таро, и, в широком смысле, египетское и греческое наследие). «Высокие» магические традиции того времени склонялись к использованию ритуальной магии и астральных путешествий, в широких же кругах был весьма популярен медиумизм. Вопреки распространенному заблуждению, «Золотой Рассвет» первоначально не использовал ни восточных практик (таких как йога), ни секс-магии; они были добавлены позднее Алистером Кроули, под влиянием Алана Беннета и «Ордена Восточных Тамплиеров». Западные течения конца XX века С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры — New Age и Викка: первая, оставляя возможность для мультикультуральности, оперирует чрезвычайно простыми понятиями психической энергии, медитации и духовного опыта; вторая строится на поклонении неким обобщённым божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становятся «Магия Хаоса» и дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем. |